Наши материалы

Детские литературные конкурсы

Яндекс.Метрика

Идёт коза рогатая…

Идёт коза рогатая…


– год Козы

 

 

 


«КОЗА (Capra hircus), наиболее распространённое продуктивное домашнее животное, разводимое по всему миру, кроме приполярных областей; относится к жвачным млекопитающим семейства полорогих (Bovidae) отряда парнокопытных (Artiodactyla)».

 

Вот как раз об этом на нашем новогоднем мероприятии мы ребятам рассказывать не будем, чтобы наши непоседливые читатели на празднике не заскучали. Серьёзные козьи разговоры оставим на потом. А пока наши козы, козлы, козлята совсем другие. Трогательные, как в сказке про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Заботливые, как мама Коза в сказке «Волк и семеро козлят». Очаровательные в своей простоте, как козья чета из «Кошкиного дома» С. Маршака. Коварные, как в сказке «Страшная коза». Наивные как в рассказе В. Прохорова «Коза и самолёт». Всеядные, как в стихотворении В. Берестова. И всегда невероятно забавные.

 

С уверенностью можно сказать, что у каждого есть своя коза. Но одна из них точно является всеобщим национальным достоянием. Вряд ли найдётся человек, который в детстве не слышал знаменитое:

 

Идёт коза рогатая,


Идёт коза бодатая,


Ножками топ-топ,


Глазками хлоп-хлоп.


Кто каши не ест,


Молока не пьёт, -


Забодает, забодает, забодает.

Проговаривание зачастую сопровождалось известным жестом: комбинацией из двух пальцев, изображающих рога. Кстати, этот жест имеет глубокие исторические корни. Его издавна использовали для защиты от сглаза и всякой нечисти. Страшно, конечно, малышу. Но если посмотреть на картинку, которая сопровождает эту замечательную потешку, то страх моментально улетучивается. Даже самый маленький объект козьего воспитания поймёт: это всё шутка. Ну, какую угрозу может представлять козочка, одетая в цветастый сарафанчик и кружевной фартучек, да ещё и с корзиночкой, из которой выглядывают цветочки, грибочки, ягодки и другие экологически чистые дары природы. Именно она «рогатая и бодатая» выкормила и наставила на путь истинный несметное число наших самых маленьких сограждан. Так что, - перед козой мы все в неоплатном долгу и пришло время, хотя бы частично, отблагодарить её за заботу. Мы попытались собрать вместе коз, козлов и козлят в одном «козографическом» списке литературы. Сюда вошли книги для детей дошкольного, младшего школьного и частично среднего школьного возраста. Сделать это было непросто: уж очень эти парнокопытные непоседливы и резвы. На основе данного списка можно сделать немало интересного. Например, с самыми маленькими порассматривать картинки с изображением козы. Не забыть, конечно, издания с иллюстрациями В. Сутеева, Ю. Устинова, В. Васнецова, И. Бруни, В. Чижикова, Ю. Васнецова. Очень ответственное мероприятие, которое может положить начало знакомству малышей с художниками-иллюстраторами. Не исключено, что многие из них именно на этом мероприятии впервые услышат само слово «иллюстрация». Провести такой разговор лучше всего у книжно-иллюстративной выставки, на которой, распахнув свои страницы на нужной иллюстрации, уже разместились необходимые издания. Учитывая возрастную специфику малышовой аудитории, есть смысл не охватывать коз во всей их массе, а ограничиться каким-либо одним произведением. Взять, например, сказку «Коза-дереза» или «Волк и семеро козлят» и посмотреть, как изображают персонажей разные художники-иллюстраторы. И не забудьте заглянуть в конец «Козографии». Здесь размещён список аудиоматериалов. Ребятам можно предложить прослушать сказку в профессиональном исполнении или песенку. Можно показать и мультфильм. К примеру, «Волк и семеро козлят» (Союзмультфильм, 1957 г.), или «Козлёнок, который умел считать до десяти» (Союзмультфильм, 1968 г.). Это то, что касается работы с самыми маленькими.

 

 

 

 

Пытливому читателю среднего возраста можно предложить рассказ о вкладе козы в развитие цивилизации. Никакой иронии. Сразу же отметим одну из заслуг козы, - это открытие кофе – напитка, без которого многие из нас разучились обходиться. По одним источникам индейцы, по другим – эфиопы обратили внимание на необычную даже для непоседливых коз активность, которую они начинали проявлять, отведав кофейных зёрен. Козы и сами по себе были источником пропитания, «поставляя» к столу человека молоко и мясо. А ещё козы имеют самое непосредственное отношение к книгам – из их кожи изготавливали пергамент, на котором писались самые древние книги. Благодаря особой прочности этого материала, некоторые книги смогли сохраниться до наших времён. Можно рассказать и о кумранских рукописях, которые были обнаружены тоже с помощью козы. Вернее, с помощью её отсутствия. Разыскивая потерявшуюся козочку, пастух зашёл  в пещеру. Козы там не нашлось, а вот кувшины, которые он там обнаружил, были наполнены теми самыми рукописями. Так Коза открыла сокровища древнейшей из известных нам литератур.

 

 

Ещё ребятам можно рассказать, как появилось выражение «отставной козы барабанщик» и какой смысл заложен в словах «козёл отпущения».


Мальчишкам интересно будет услышать о козлах, которые состоят на службе в вооружённых силах. Например, кашмирский козёл Уильям Виндзор (или Билли) является талисманом и младшим капралом 1-го пехотного батальона Королевских валлийцев Британской армии. Несут козлы службу и в армиях других стран. А у нас во Владимирской области козёл «поступил» на службу в один из отделов внутренних дел. Теперь он - штатный сотрудник муромской конной полиции.


А девочкам можно рассказать  о замечательных лечебных свойствах козьей шерсти, которую прядут и уже из пряжи вяжут варежки и носочки, шапочки и кофточки, которые и в холод согреют, и лечебный эффект окажут. И показать знаменитые оренбургские пуховые платки, непревзойдённые по своей красоте и воздушности.

 

 

 

 

Что касается наших самых старших читателей, то с ними можно поговорить о писателях, которые родились в Год Козы. Возможно, они уже знакомы с творчеством М. Сервантеса, Д. Свифта, О. Бальзака. Есть ещё М. Пруст и Ф. Кафка, - это им на вырост. И, конечно же, Александр Сергеевич Пушкин, который «наше всё».


Что касается художественных произведений, среди персонажей которых есть коза, то стоить вернуться к уже упомянутому М. Сервантесу. Помните ужин Дон Кихота у козопасов, где он в качестве почётного гостя вдоволь наелся козлятины? Есть там ещё и козочка Пеструшка, любимица козопаса, с которой тот любит беседовать. В романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» «обитает» замечательная козочка Джали, любимица главной героини романа Эсмеральды. В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова тоже есть свои рога и копыта. В недрах Интернета можно найти небезынтересный материал Юрия Кривоносова «Михаил Булгаков и его время». Одно из двадцати эссе, вошедших в книгу, называется «О роли козы в литературе». Дать оценку этому материалу мы попросили Наталью Лисицкую, методиста ЦГДБ им. А.П. Гайдара г. Москвы, филолога по образовании: "Юрий Кривоносов, в прошлом фотокорреспондент «Огонька», прожил долгую насыщенную жизнь и обзавелся огромным интеллектуальным багажом. Писатель рассуждает о творчестве Булгакова, о литературе, о пиве (!), о культуре, истории, политике, а отправной точкой для этих рассуждений или их итогом является, ни больше ни меньше, образ козы.

 

В результате этих рассуждений трогательное рогатое парнокопытное оказывается включённым даже не столько в литературный контекст, сколько в контекст общекультурный. Коза как своеобразный «культурный код»! Это вам не просто «символ года».


В эссе «О роли козы в литературе» вы не найдете серьёзных литературоведческих изысканий (сам жанр эссе таковых изысканий и не предполагает), зато получите удовольствие от остроумных рассуждений о влиянии козы на литературный процесс, о разных мистических жизненных совпадениях. Узнаете, какая связь между козой и Сталиным и что означает фразеологизм «отставной козы барабанщик»".



Есть ещё одна общеизвестная козья особь. Именно она поможет на время вернуть нашу взрослую аудиторию в пору счастливого детства. «Жил-был у бабушки серенький козлик…» Помните? Конечно же, помните этот нехитрый песенку-рассказ о непослушном козлике, который убежал от бабушки в лес, за что и поплатился: «Остались от козлика рожки да ножки…». Песенка эта – вольный перевод с польского (когда и кем сделан – неизвестно). А сама песенка известна примерно с 1713 года. В 1855 году  Иван Сергеевич Тургенев включил текст песенки в свою комедию «Месяц в деревне». Впоследствии песенка была обработана русским композитором и педагогом Александром Фёдоровичем Гедике и уже в этом виде рекомендуется для разучивания с детьми. Воспитательно-назидательная песенка наставила на путь истинный, практически, каждого из нас.

 

 

 

 

 

По уже сложившейся традиции, для подготовки новогоднего козьего мероприятия московские детские библиотекари подготовили целый пакет методико-библиографических материалов. Марина Петровна Короткова, зав. библиотекой ГБОУ ЦРТДиЮ им. А.В. Косарева предлагает материал для организации литературного утренника или литературной игры для ребят младшего и среднего школьного возраста «Идёт коза рогатая… или Куда козёл, туда и баран». Как видно из названия здесь обитают не только козы, козлы и козлята, но и овцы, бараны и ягнята. Материал помимо игровых форм содержит загадки, пословицы, скороговорки и множество занимательных историй и фактографических сведений о козах и овцах. Здесь вы найдёте викторину «Вопросы Козы-дерезы» и литературную викторину «Полезная коза»; материалы для проведения конкурса чтецов «Жил-был у бабушки серенький козлик…»; пословицы, весёлые тесты «Продолжи пословицу», домашнее задание «Нарисуй пословицы» и сами пословицы; поговорки, загадки; кросс кроссвордов: «Коза и овца», Кроссворд «Вокруг да около», Кроссворд «Вспомни писателя», Кроссворд «Где коз(а) спряталась?». Материал содержит перечень художественных и мультипликационных фильмов, небольшой список научно-популярной и художественной литературы. На основе фонда Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара г. Москвы подготовлен большой библиографический список материалов для читателей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, включающий книги и аудиоматериалы по теме. Небольшой иллюстрированный и аннотированный список изданий справочного характера «Козьими тропами по энциклопедиям, словарям и справочникам» составила Наталия Владимировна Коцеруба, ведущий библиотекарь отделов обслуживания ЦГДБ им. А. П. Гайдара. Для придания нашим мероприятиям большей наглядности и занимательности Евгения Ивановна Чубуркова, библиотекарь Центральной детской библиотеки им. Братьев Гримм ЦАО подготовила два видеоматериала: «Козочка-коза обо всём понемногу» и «Жила-была коза». Ещё один ведеоматериал «Сказка «Волк и семеро козлят» Саша Солдатов, учащийся 5-го класса школы № 1241 г. Москвы, читатель ЦДБ им. Братьев Гримм. Саша посмотрел на всем известную сказку глазами зрелого пятиклассника и пришёл к выводу: «Главная идея сказки заключается в том, что всегда надо слушаться советов родителей и стараться не верить разным обещаниям и проискам злодеев». Что и говорить, весьма своевременное предостережение.

 

 

 


Материал подготовлен Н.Е. Колосковой,

ведущим методистом организационно-методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара.

 

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!