2015 год – Международный год почв |
Сразу пара цитат от руководителей ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых наций), обозначающих суть проблемы:
«Разнообразие ролей, которые играют почвы в нашей жизни, зачастую остается незамеченным. Почвы не умеют говорить, и мало кто выступает в их защиту. Почвы – наш молчаливый союзник в производстве продовольствия». Жозе Грациану да Силва, Генеральный директор ФАО;
«Почва является основой для производства продовольствия, кормов, топлива и волокна, - сказала заместитель Генерального директора ФАО Мария Хелена Семедо. - Без почвы мы не можем поддерживать жизнь на земле, и в случае потери почвенных ресурсов они не могут быть восстановлены за время жизни одного поколения».
Ожидается, что к 2050 году рост мирового населения превысит 9 миллиардов, а это приведёт к увеличению спроса на продовольствие, корма и волокна на 60%, ещё больше увеличит нагрузку на земельные ресурсы. Эксперты ФАО призывают принять срочные меры по улучшению состояния ограниченных почвенных ресурсов в мире и остановить деградацию почв, чтобы обеспечить будущие поколения достаточными запасами продовольствия, воды, энергии и сырья.
Мы можем поддержать эту инициативу в своих библиотеках и рассказать нашим читателям о самих почвах и связанных с ними проблемах. И, конечно, о науке «Почвоведение». Тем более, что учение о почве как о самостоятельном естественно-историческом теле природы было создано в конце XIX столетия великим русским естествоиспытателем Василием Васильевичем Докучаевым (1846—1903 гг.). Первого марта 2016 года мы отметим 170 лет со дня его рождения. Затем оно было развито его учениками и последователями.
Кроме того, перед нашей страной в настоящее время строит важная задача возрождения и развития сельского хозяйства и животноводства, разработки и внедрения в эти отрасли «зелёных технологий», обеспечения их квалифицированными кадрами, возрождения уважительного отношения к людям, которые трудятся на земле. Обо всём этом мы можем поговорить с нашими читателями, и это будет очень своевременный разговор.
Конечно, прежде чем вести подобные беседы с читателями и проводить мероприятия на такую достаточно необычную и не самую простую тему, надо выяснить, как обстоят дела с литературой о почвах в фондах наших детских библиотек. Изучение соответствующего (а именно 40-го) отдела в фондах Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара г. Москвы результаты дало неутешительные. Все книги по проблеме (а набралось их всего-навсего семь) изданы в 70-90-х годах. Так, что в выигрыше те библиотеки, которые сохранили эти, частично устаревшие, немногочисленные издания. Не все эти книги можно дать читателю для самостоятельного чтения, но их вполне может использовать библиотекарь при подготовке мероприятий. Если в фонде вашей библиотеки есть Большой энциклопедический словарь (М.: «Большая советская энциклопедия», 1998), то вы уже можете чувствовать себя наедине с этой темой вполне уверенно.
Теперь более подробно о тех книгах, которые могут быть предложены читателям. Сразу надо отметить, что все эти книги созданы в лучших традициях популяризации науки авторами, которые «…не оставляли попытки сделать мир науки понятным и любимым теми, кто науку не делает» (Левитин К.Е. Научная журналистика как составная часть знаний и умений любого учёного. М., ОНО «Журнал «Экология и жизнь», 2012).
Более подробно узнать о В.В. Докучаеве, великом русском учёном-почвоведе, замечательном географе и геологе наши старшие читатели могут из книги:
Свой рассказ о Василии Васильевиче Докучаеве автор начинает с детских лет учёного, что особенно важно для читателей-детей. Уже тогда В.В. Докучаев ощущал неразрывную связь с родной землёй и её природой. Для юного читателя это очень важно – можно проследить поэтапно весь путь становления великого учёного. Как знать, может быть именно эта небольшая книга станет для кого-то из наших старших читателей отправным моментом в выборе профессии.
Необходимо отметить, что книга, изданная 25 лет назад, вполне может быть использована при подготовке тематических бесед, включаться в обзоры, представляться на книжно-иллюстративных выставках.
- Энциклопедический словарь юного географа-краеведа (М.: Педагогика, 1981). - Энциклопедический словарь юного натуралиста (М.: Педагогика-Пресс, 1996);
Конечно, все эти издания необходимо сопроводить более актуальными материалами. Здесь поможет список литературы, куда вошли не только книги, но и материалы из периодических изданий. Причём, не только для детей, но и для руководителей детского чтения. И, конечно же, - видеопрезентации. Их две и обе подготовила Евгения Ивановна Чубуркова, библиотекарь Центральной детской библиотеки им. Братьев Гримм ЦБС ЦАО. Одна из них посвящена непосредственно Международному году почв, другая рассказывает о проблемах, связанных с опустыниванием. Оба ресурса наполнены фактографической информацией и могут быть использованы в работе с читателями среднего и старшего школьного возраста.
Ну, а нам с вами поможет Интернет. Большим подспорьем в работе станет сайт Центрального музея почвоведения им. В.В. Докучаева, который находится в Санкт-Петербурге. Материалы, представленные на сайте помогут насытить ваши мероприятия видео и фото-материалами. Сайт предоставляет возможность познакомиться с экспозицией музея. Обязательно загляните в раздел «Музей в картинках». В видео галерее найдёте небольшие видеофильмы, которые ваши читатели посмотрят не только с большим интересом, но и с пользой. Среди них - замечательное видео об обитателях почвы «Путешествие дождевого червячка». Отправиться в виртуальную экскурсию по музею можно с читателями среднего школьного возраста.
Интересно поработать по данной теме с малышами. Они, в буквальном смысле, находятся к почве ближе всех остальных в силу своего небольшого роста. К тому же они только-только «вышли» из песочницы, где проводили свой досуг, общаясь именно с одной из составляющих почвы – песком. К тому же все малыши – «рытики», - покопаться в земле – для них огромное удовольствие. Тем библиотекам, в фонде которых окажутся книги Виктора Гавриловича Кротова, посвящённые червячку Игнатию, несказанно повезло.
Более подробно об этом замечательном персонаже книг В.Г. Кротова можно почитать:
1. Колоскова Н., Московская М. Экологическое кредо червячка Игнатия // Библиотека в школе. – 2004. – № 16. – С. 18-19.
2. Колоскова Н. Новая встреча с червячком Игнатием // Библиотека в школе. – 2005. – № 15. – С. 26-27.
Книги о других обитателях почвы: жуках и пауках, муравьях, кротах, дождевых червях и др. вы без особого труда найдёте сами.
А вот, что происходит под землёй холодной зимой, малыши узнают из другой книги:
Мероприятия, поддерживающие инициативу ООН по проведению Международного года почв можно провести и летом, приурочив их к Всемирному дню борьбы с опустыниванием и засухой, который проходит ежегодно 17 июня в системе международных дней ООН и был провозглашен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1995 году.
Многие страны мира в последние десятилетия столкнулись с такими проблемами, как опустынивание и деградация земель. Они вызваны природными факторами, главным образом – изменением климата. Но также, - связаны и с деятельностью человека.
Всемирный день борьбы с опустыниванием призван привлечь внимание общественности к этим проблемам, подчеркнуть значение земельных ресурсов для экологии, а также напомнить об их роли в обеспечении продовольственной стабильности и борьбе с нищетой.
Логотип Международного года почв можно загрузить с сайта: http://www.fao.org/soils-2015/ru/.
Подготовила Н.Е. Колоскова, ведущий методист организационно-методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара.
{jcomments on} |