Детские литературные конкурсы

Яндекс.Метрика

2015 год – Международный год почв

2015 год – Международный год почв


 


ООН объявила 2015 год Международным годом почв.

 



Девиз года: «Здоровые почвы для здоровой жизни».

 

 

Сразу пара цитат от руководителей ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых наций), обозначающих суть проблемы:


«Разнообразие ролей, которые играют почвы в нашей жизни, зачастую остается незамеченным. Почвы не умеют говорить, и мало кто выступает в их защиту. Почвы – наш молчаливый союзник в производстве продовольствия». Жозе Грациану да Силва, Генеральный директор ФАО;


«Почва является основой для производства продовольствия, кормов, топлива и волокна, - сказала заместитель Генерального директора ФАО Мария Хелена Семедо. - Без почвы мы не можем поддерживать жизнь на земле, и в случае потери почвенных ресурсов они не могут быть восстановлены за время жизни одного поколения».


Ожидается, что к 2050 году рост мирового населения превысит 9 миллиардов, а это приведёт к увеличению спроса на продовольствие, корма и волокна на 60%, ещё больше увеличит нагрузку на земельные ресурсы. Эксперты ФАО призывают принять срочные меры по улучшению состояния ограниченных почвенных ресурсов в мире и остановить деградацию почв, чтобы обеспечить будущие поколения достаточными запасами продовольствия, воды, энергии и сырья.


Мы можем поддержать эту инициативу в своих библиотеках и рассказать нашим читателям о самих почвах и связанных с ними проблемах. И, конечно, о науке «Почвоведение». Тем более, что учение о почве как о самостоятельном естественно-историческом теле природы было создано в конце XIX столетия великим русским естествоиспытателем Василием Васильевичем Докучаевым (1846—1903 гг.). Первого марта 2016 года мы отметим 170 лет со дня его рождения. Затем оно было развито его учениками и последователями.


Кроме того, перед нашей страной в настоящее время строит важная задача  возрождения и развития сельского хозяйства и животноводства, разработки и внедрения в эти отрасли «зелёных технологий», обеспечения их квалифицированными кадрами, возрождения уважительного отношения к людям, которые трудятся на земле. Обо всём этом мы можем поговорить с нашими читателями, и это будет очень своевременный разговор.


Конечно, прежде чем вести подобные беседы с читателями и проводить мероприятия на такую достаточно необычную и не самую простую тему, надо выяснить, как обстоят дела с литературой о почвах в фондах наших детских библиотек. Изучение соответствующего (а именно 40-го) отдела в фондах Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара г. Москвы результаты дало неутешительные. Все книги по проблеме (а набралось их всего-навсего семь) изданы в 70-90-х годах. Так, что в выигрыше те библиотеки, которые сохранили эти, частично устаревшие, немногочисленные издания. Не все эти книги можно дать читателю для самостоятельного чтения, но их вполне может использовать библиотекарь при подготовке мероприятий. Если в фонде вашей библиотеки есть Большой энциклопедический словарь (М.: «Большая советская энциклопедия», 1998), то вы уже можете чувствовать себя наедине с этой темой вполне уверенно.


Теперь более подробно о тех книгах, которые могут быть предложены читателям. Сразу надо отметить, что все эти книги созданы в лучших традициях популяризации науки авторами, которые «…не оставляли попытки сделать мир науки понятным и любимым теми, кто науку не делает» (Левитин К.Е. Научная журналистика как составная часть знаний и умений любого учёного. М., ОНО «Журнал «Экология и жизнь», 2012).

 

Польский Б. Н. Рассказы о почве: пособие для учащихся / Б. Н. Польский. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1977.- 144 с. : ил.


Небольшая книга в мягкой (уже износившейся) обложке со скромным чёрно-белым иллюстративным материалом содержит 17 глав, рассказывающих о том, что такое почва и какие почвы бывают; как протекает жизнь почвы, и кто её населяет; как обрабатывали и улучшали почву раньше, какие у неё враги и защитники. И, наконец, о том, как почву изучают. Книга может быть предложена читателям старшего возраста. В конце книги размещены цветные иллюстрированные таблицы типов почв.

 

Ребята не без пользы для себя отправятся по степным дорогам Заволжья, чтобы познакомиться с «…молодым, но уже известным в петербургских научных кругах естествоиспытателем Василием Васильевичем Докучаевым. Вот уже второе лето он, где на лошадях, а где пешком, путешествует по чернозёмным степям России».


Более подробно узнать о В.В. Докучаеве, великом русском учёном-почвоведе, замечательном географе и геологе наши старшие читатели могут из книги:

 

 

Баландин Р.К. В.В. Докучаев: книга для учащихся / Р.К. Баландин. - М. : Просвещение, 1990. – 96 с.: ил. – (Люди науки).


Автор книги Рудольф Константинович Баландин – писатель, геолог, гидрогеолог, автор книг и статей об истории Земли и жизни на ней, взаимодействии общества с природой. И в этой небольшой книге разговор с читателем он начинает с рассказа о том уважении, с которым на Руси относились к земле, к труду земледельца: «Земля считалась святыней, обладающей чудодейственной силой. По ней волхвы-колдуны гадали о будущем. В спорах клялись землёй и даже ели её, скрепляя клятву. Уходя на чужбину, наши предки  брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню. Считалось, что она и сил прибавляет, и сулит возвращение на родину». И далее отмечает, что не случайно именно в нашей стране более ста лет назад, было создано учение о почве. И не случайно создателем его был самобытный русский человек, сильный, мужественный, трудолюбивый и мудрый.

Свой рассказ о Василии Васильевиче Докучаеве автор начинает с детских лет учёного, что особенно важно для читателей-детей. Уже тогда В.В. Докучаев ощущал неразрывную связь с родной землёй и её природой. Для юного читателя это очень важно – можно проследить поэтапно весь путь становления великого учёного. Как знать, может быть именно эта небольшая книга станет для кого-то из наших старших читателей отправным моментом в выборе профессии.


Необходимо отметить, что книга, изданная 25 лет назад, вполне может быть использована при подготовке тематических бесед, включаться в обзоры, представляться на книжно-иллюстративных выставках.

 

Фридланд В.М., Буяновский Г.А. Просто земля: пособие для учащихся / В.М. Фридланд, Г.А. Буяновский. - М. : Просвещение, 1977.- 143.

 


Как человек понял, что такое почва? Из чего и как почва рождается? На эти и многие другие вопросы наши старшие читатели найдут ответы в этой книге. Узнают, как почва дышит, как измерить её температуру, что является кровью почвы. Самостоятельные разделы книги посвящены истории возникновения почвы и её развитию, а также изучению почвы и составлению почвенных карт. В конце книги размещён «Словарь некоторых терминов», который облегчит читателю освоение материала. Там же даны несколько почвенных и других карт; цветные иллюстрации к тексту.

 

 

Можно предложить ребятам и материалы из энциклопедических изданий:

- Энциклопедический словарь юного географа-краеведа (М.: Педагогика, 1981).

- Энциклопедический словарь юного натуралиста (М.: Педагогика-Пресс, 1996);

 


Конечно, все эти издания необходимо сопроводить более актуальными материалами. Здесь поможет список литературы, куда вошли не только книги, но и материалы из периодических изданий. Причём, не только для детей, но и для руководителей детского чтения. И, конечно же, - видеопрезентации. Их две и обе подготовила Евгения Ивановна Чубуркова, библиотекарь Центральной детской библиотеки им. Братьев Гримм ЦБС ЦАО. Одна из них посвящена непосредственно Международному году почв, другая рассказывает о проблемах, связанных с опустыниванием. Оба ресурса наполнены фактографической информацией и могут быть использованы в работе с читателями среднего и старшего школьного возраста.


 

Ну, а нам с вами поможет Интернет. Большим подспорьем в работе станет сайт Центрального музея почвоведения им. В.В. Докучаева, который находится в Санкт-Петербурге. Материалы, представленные на сайте помогут насытить ваши мероприятия видео и фото-материалами. Сайт предоставляет возможность познакомиться с экспозицией музея. Обязательно загляните в раздел «Музей в картинках». В видео галерее  найдёте небольшие видеофильмы, которые ваши читатели посмотрят не только с большим интересом, но и с пользой. Среди них - замечательное видео об обитателях почвы «Путешествие дождевого червячка». Отправиться в виртуальную экскурсию по музею можно с читателями среднего школьного возраста.

 


Интересно поработать по данной теме с малышами. Они, в буквальном смысле, находятся к почве ближе всех остальных в силу своего небольшого роста. К тому же они только-только «вышли» из песочницы, где проводили свой досуг, общаясь именно с одной из составляющих почвы – песком. К тому же все малыши – «рытики», - покопаться в земле – для них огромное удовольствие. Тем библиотекам, в фонде которых окажутся книги Виктора Гавриловича Кротова, посвящённые червячку Игнатию, несказанно повезло.

 

Кротов В. Г. Червячок Игнатий и его друзья: сказки / В. Г. Кротов; худож. А. Власова. - 2-е изд. - М. : Центр Нарния, 2003.- 158 с. : ил.

 


С помощью этого замечательного персонажа в неизменной шапке-ушанке малыши сделают первый шаг к основам почвоведения. Ведь червячок Игнатий занят очень важным делом – делом всей его жизни: «Весной, летом и осенью у него много работы. Ведь он был земляным червячком… Он рыхлил землю. Если землю не рыхлить,  она становится плотной и твёрдой. В такой земле корешкам трудно расти, дышать и добывать воду. Растения любят расти на рыхлой земле, в которой земляными крупинками много воздуха и влаги».

 

Более подробно об этом замечательном персонаже книг В.Г. Кротова можно почитать:


1. Колоскова Н., Московская М.  Экологическое кредо червячка Игнатия // Библиотека в школе. – 2004. – № 16. – С. 18-19.


2. Колоскова Н. Новая встреча с червячком Игнатием // Библиотека в школе. – 2005. – № 15. – С. 26-27.

 

 

 

Книги о других обитателях почвы: жуках и пауках, муравьях, кротах, дождевых червях и др. вы без особого труда найдёте сами.

 

А вот, что происходит под землёй холодной зимой, малыши узнают из другой книги:

 

Олферс  фон Сибилл Детки Матушки Земли / С. фон Олферс. - М. : Карьера Пресс, 2014. - 24 с. : ил.

 

 

 

Вышедшая впервые в 1906 году в Германии книга вошла в золотой фонд детской мировой литературы. Перед малышами пройдёт годичный цикл чудесных превращений в природе. Чудесная книга с замечательными иллюстрациями и развлечёт ваших малышей, и обогатит новыми знаниями.

 

Мероприятия, поддерживающие инициативу ООН по проведению Международного года почв можно провести и летом, приурочив их к Всемирному дню борьбы с опустыниванием и засухой, который проходит ежегодно 17 июня в системе международных дней ООН и был провозглашен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1995 году.

 

Многие страны мира в последние десятилетия столкнулись с такими проблемами, как опустынивание и деградация земель. Они вызваны природными факторами, главным образом – изменением климата. Но также, - связаны и с деятельностью человека.

 

Всемирный день борьбы с опустыниванием призван привлечь внимание общественности к этим проблемам, подчеркнуть значение земельных ресурсов для экологии, а также напомнить об их роли в обеспечении продовольственной стабильности и борьбе с нищетой.

 

Логотип Международного года почв можно загрузить с сайта: http://www.fao.org/soils-2015/ru/.

 

 

 

Подготовила Н.Е. Колоскова,

ведущий методист организационно-методического отдела

ЦГДБ им. А.П. Гайдара.

 

 

 

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!