|
Открыто являясь тем,
кто ищет Его всем сердцем,
искрываясь от тех,
кто всем сердцем бежит от Него,
Бог регулирует человеческое
знание о Себе. Он даёт знаки,
видимые для ищущих Его
и невидимые для равнодушных к Нему.
Тем, кто хочет видеть,
Он даёт достаточно света.
Тем, кто не хочет,
Он даёт достаточно тьмы.
Блэз Паскаль |
Книга, как бы она ни была хорошо написана, тебя «цепляет», если находишь в ней что-то очень личное (мысли, схожие жизненные ситуации, идентичные сюжеты, свою эпоху, родное или знакомое место действия, близких героев и т.д.)
В списке финалистов «Большой книги-2013» оказался текст Архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», который мне попал прямо-таки «в десятку». История моего современника, чья юность пришлась на годы застоя, молодость – на перестройку. Духовные искания (причём не сразу на почве христианства), обращение к Всевышнему, послушничество, рукоположение. Будни и праздники Псково-Печерского монастыря, монахи, старцы, святые отцы…
Проблема поиска пути, духовные искания моего поколения, рождённого в пору массового атеизма, библейскую историю узнававшего сначала по «Мастеру и Маргарите», а потом уже по Библии, купленной у книжного барыги, – тема мне очень близкая. Псково-Печерский монастырь – место, где довелось побывать трижды (сначала с родителями году примерно в 1970, потом с будущим мужем в 1978, а в последний раз – года четыре тому назад). Всякий раз это были поездки частные, без экскурсионной группы. Паломниками нам назвать было бы неправильно, но и не туризм в общепринятой форме. С упоминаемым искусствоведом Саввой Ямщиковым (нашим «соседом» по Плющихе) доводилось общаться. Так что общих точек для личного отношения к книге достаточно.
Кстати, как бы исподволь, читая книгу, уточняешь, что такое молебен с акафистами, чем он отличается от синодика. Порой, опять-таки между прочим, цифры и факты: к нашему времени в пещерах похоронено более четырнадцати тысяч человек – монахов, печорских жителей, воинов, защищавших монастырь в горы средневековых вражеских набегов.
При всей серьёзности заявленной темы, автор пишет легко и доступно, с хорошим юмором (где он уместен) и настолько искренне, что хочется следовать за этим несвятым святым. Автору пригодилось базовое образование – сценарный факультет ВГИКа. Каждая глава могла бы стать киноновеллой. Отправная точка 1984 год. «Десять дней. Первые послушания», «В Москве», «Пещеры». Главы-портреты: «Отец Иоанн», «Архимандрит Серафим», «Вредный отец Нафанаил» (самая яркая личность в этом пантеоне святых), «Схигумен Мелхиседек», «Отец Антипа», «Отец Гавриил», «Великий наместник». Какие личности, какая мощь и сила духа. Потрясает настоятель – отец Алепий (в миру художник, фронтовик Иван Воронов).
Лишённая каких-либо нравоучений, это книга привлечёт немало читателей. В ней каждый найдёт что-то своё: кто анекдотический случай из эры всеобщего атеизма, кто – подробности другой, иной, инакой жизни, кто – прекрасные фотографии автора (опять-таки, спасибо ВГИКу!), а кто и молитву. В архиве архимандрита Алепия в Псково-Печерской обители хранится фрагмент рукописи А.И.Солженицына. Это небольшая молитва и принцип жизни. Разрешите им и закончить эту небольшую заметку:
|
Как легко мне жить с Тобой, Господи!
Как легко мне верить в тебя!
Когда расступается в недоумении
или сникает ум мой,
когда умнейшие люди
не видят дальше сегодняшнего вечера
и не знают, что надо делать завтра, –
Ты ниспосылаешь мне ясную уверенность,
что Ты есть и Ты позаботишься,
чтоб не все пути добра были закрыты.
На хребте славы земной
я с удивлением оглядываюсь на тот путь,
который никогда не смог изобрести сам, –
удивительный путь через безнадёжность,
откуда я смог
послать человечеству отблеск лучей Твоих.
И сколько мне надо будет, чтоб я их ещё отразил, –
Ты даёшь мне.
А сколько не успею – значит,
Ты определил это другим.
|
|