Детские литературные конкурсы

Яндекс.Метрика

Окружить литературой

Классика не оживает сама, её оживляют дети, но не без помощи педагогов и родителей.


Февраль – месяц школьных туров международного конкурса юных чтецов «Живая классика». Этот этап, пожалуй, важнее финала. В финал выходят уникальные дети, вместе с педагогами и родителями они проделывают огромную работу над произведением. Такой труд скорее исключение, чем правило. А школьные туры более показательны. На них видно, почему в одних учебных заведениях дети тянутся к книге, а в других с трудом осваивают школьную программу. Видно, почему в разных местах «Живая классика» даёт разный эффект. Истоки любви к чтению обычно одни и те же – школа и семья. В московской школе №753 литературу любят, в «Живой классике» никого участвовать не заставляли. Конкурс для школы – это одна из составляющих популяризации чтения, связующее звено в непрерывной цепочке мероприятий.


В школьном туре «Живой классики» кроме  шестиклассников  приняли участие и пятиклассники. Это для них подготовка к конкурсу следующего года.

 

Предполагается, что на конкурсе дети читают отрывок из своего любимого произведения. Впрочем, сделать это в шестом классе не всегда легко. «Конечно, с выбором произведений помогают учителя, - комментирует ситуацию директор школы Ирина Евгеньевна Патрикеева. – Чтобы эта идея состоялась, нужно делать срез знаний в том месте, где активно и очень много читают дети. У нас, к сожалению, таких мест на сегодняшний день немного, эти места – оазисы, островки. Мы уже несколько лет работаем над тем, чтобы главной ценностью стало чтение. Поэтому конкурс «Живая классика» мы используем как часть пропаганды чтения. Это не итог, не проявление готовности выбирать самим. Когда ребёнок может сказать, что у него есть любимая книга с отрывком, который он может выбрать для прочтения – это определённый уровень читательской культуры. Если честно смотреть на эту историю, на такое способны единицы».

 

Именно поэтому в школе №753 выстроена целая система, чтобы помочь детям подружиться с книгой. К выбору произведений для школьного этапа конкурса дети и учителя подошли необычно. Все шестиклассники читали рассказы писателя Ивана Шмелёва, все  пятиклассники – Константина Паустовского. Произведения этих авторов школьники проходили на внеклассном чтении. Преподаватели предложили ребятам прочитать как можно больше рассказов и самостоятельно выбрать что-нибудь по душе. Дети с охотой согласились. Павел Пейсахович выбрал рассказ Шмелёва «Как я покорил немца» про трудности в постижении наук. Тема произведения близка каждому школьнику. Победительница конкурса Сайфутдинова Азалия решила прочитать рассказ «Как мы открывали Пушкина» про то, как произведения великого классика с самого детства входят в жизнь человека. Но читательский кругозор участников конкурса не ограничивается Паустовским и Шмелёвым. Удивительно, но ребята действительно много читают. Например, шестиклассница Лера Пирязева любит Михаила Зощенко и решила прочитать его рассказ «Золотые слова» вместо произведения Шмелёва.

 

В беседе после конкурса все ребята без труда называют произведения, которые им очень нравятся. Последняя книга, которую прочитал пятиклассник Артём Автайкин – «Три мушкетёра» Александра Дюма-отца. «Ты, наверное, в пересказе для детей эту книгу читал?», - спрашиваю я Артёма. Вопрос кажется мальчику абсурдным. «Нет, оригинал. Да я вообще Дюма люблю! Я ещё «Графа Монте-Кристо» читал», - отвечает Артём. А ещё он читал «Двадцать тысяч льё под водой», «Пятнадцатилетнего капитана», «Вокруг света за 80 дней» Жюля Верна и много-много других произведений. Кажется, этот мальчик не останавливается с тех пор, как научился читать. Дома свободное время он проводит за книгой, после школы играет на кларнете, компьютер ему не интересен. Такая тяга к чтению у него от бабушки, которая, как выражается Артём, «в этом деле спец». Какие-то книги есть дома, а всё остальное можно найти в школьной библиотеке.

 

Библиотекарь Мария Гавриловна Чеканова рассказывает, что уроки ещё не начались, а Артём уже в библиотеке. За компанию туда он приводит и друзей. И так почти каждый день.

 

Оглядывая библиотеку школы №753, понимаешь, почему там хочется засиживаться перед уроками. Мария Гавриловна сделала множество находок, чтобы это место стало привлекательным для детей. Во-первых, у библиотеки есть символ – плюшевая игрушка Мишаня.

 

«Сначала над моим выбором все смеялись, - рассказывает Мария Гавриловна, - но я это сделала не случайно». Медвежонок – это картинка на обложке букваря, по которому дети учатся грамоте с первого школьного дня. Именно он ассоциируется у них с чтением. Поэтому первого сентября одиннадцатиклассники готовят театрализованное представление для первачков и вручают им плюшевого Мишаню – воплощение любви к книге. В феврале проходит праздник прощания с букварем, но дети не забывают мишку-символ. Уже стало традицией из путешествий привозить для библиотеки других медведей, для которых теперь отведена специальная полка. Рядом спокойно уживаются кубинские, немецкие, австрийские медвежата.

 

Во-вторых, для малышей в библиотеке стоят «волшебные сундучки»: плетёные коробки, книги в которых постоянно меняются. Дети с интересом заглядывают в сундучки и ищут там что-то новое.

 

В-третьих, в библиотеке есть специальная подборка «Советуем почитать». В отдельной папке собраны аннотации на различные книги от классической Валентины Осеевой до современных Марины Бородицкой и Олега Бундура. Так детям легче сориентироваться в мире книг и освежить в памяти прочитанное, ведь с произведениями многих современных авторов из этого списка ребята уже знакомы.

 

Например, с Олегом Бундуром в школе прошёл телемост. Кто-то рассуждает о современных технологиях в образовательном процессе, а школа №753 активно применяет их на практике. Школа связалась с детским поэтом через интернет, и дети прочитали автору его собственные стихи и произведения других современных авторов. Несложно представить, какое впечатление произвело на детей общение с человеком, который живёт в городе Кандалакше Мурманской области и при этом может присутствовать на их выступлении.

 

Также для школьников часто устраивают непосредственные встречи с современными авторами. С детьми пообщались детские писатели и поэты Михаил Яснов и Сергей Белорусец, главный редактор журнала для детей «Кукумбер» Дина Крупская, детский писатель Тамара Крюкова.

 

Эти визиты известных людей – целое событие для детей. Библиотекарь Мария Гавриловна Чеканова рассказывает, что до встречи дети знакомятся с произведениями авторов, с их деятельностью, биографией, обсуждают всё это с учителями. После встреч интерес к творчеству поэтов, писателей и журналистов ещё больше возрастает. Так, для участницы конкурса Даши Нечаевой Тамара Крюкова стала одним из любимых авторов.

 

Ещё в школе регулярно дают литературные концерты артисты Московской Государственной Академической Филармонии. Дети с восторгом рассказывают о последнем таком выступлении. Актриса читала повесть Астрид Линдгрен про Пеппи Длинныйчулок. «Она рассказывала очень артистично и живописно, - наперебой описывают ребята выступление. – Слушать её ещё интереснее, чем читать». Выступления надолго отпечатываются в детской памяти, некоторые отрывки легко вспоминаются наизусть.

 

Ученики школы №753 не только смотрят на чужие выступления, но и сами могут проявить себя в творчестве. Постепенно становится доброй традицией школы Литературная гостиная. Один-два раза в год дети и учителя устраивают тематические вечера, где они читают стихи, играют на музыкальных инструментах, танцуют, поют и узнают что-то новое.

 

Это самая обычная школа: не гимназия и не лицей, но здесь всё по полной программе: дети сочиняют стихи на мастер-классе с детским поэтом Вадимом Левиным, снимают и монтируют видео в мастерской «ВИЖН», участвуют в фестивале школьных театров «Галёрка» - бессмысленно перечислять, нужно видеть их творчество. Ребятам всё это хочется, им не лень, им по правде интересно. Потому, что интересно преподавателям, библиотекарям, администрации школы.  Отсюда и энтузиазм детей.

 

 

 

Мареева Екатерина

 

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!