Детские литературные конкурсы

Яндекс.Метрика

Год равных возможностей

Н.Е. Колоскова


ГОД РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

 

 

2009 год был объявлен в Москве Годом равных возможностей. Московские библиотеки, обслуживающие детей, подвели итоги своей деятельности, направленной на читателей-детей с ограниченными возможностями здоровья. И хочется не просто подвести итоги, а, оглянувшись назад, посмотреть, что реально Год равных возможностей привнёс в жизнь детских и школьных библиотек и их читателей – читателей особой заботы. Ведь само словосочетание «равные возможности» для многих является раздражителем. О каких, собственно, равных возможностях можно говорить, когда они, эти возможности, неравны уже изначально? Один ребёнок родился относительно здоровым, другой – с целым «букетом» заболеваний. Один – в благополучной семье, другой – в семье асоциальной… И говорили. На семинарах и круглых столах, рабочих встречах и конференциях. Писали. Снимали. Мероприятий было множество, и были они очень разными. Одни откровенно проводились «для галочки» и сейчас речь не о них. Гораздо больше симпатии вызывают другие разговоры и другая позиция. В частности,  позиция тех библиотекарей, которые, как говорится, вместо того, чтобы проклинать тьму, предпочитают зажечь свечу. И для которых деятельность, направленная на организацию библиотечного обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья  (с особыми потребностями, с ограничениями жизнедеятельности - назовите их, как хотите - суть не в этом) является вневременной. Они работали с ними всегда, или работают так давно, что даже и не вспомнить, когда и с чего все началось. Как, например, в ЦБС «Измайлово» ВАО (директор Зоя Николаевна Рудзская), или в ЦДБ № 85 ЦБС «Лефортово» ЮВАО (заведующая Валентина Васильевна Сорокина). И будут работать всегда. По той простой причине, что читатели с ограниченными возможностями здоровья – это просто одна из категорий (пусть и самая непростая) их многочисленных читателей.

 

И, как бы там ни было, прекрасно, что в течение целого года в зоне особого внимания находились люди с ограниченными возможностями здоровья. Это, несомненно, оказало влияние и на те библиотеки, которые по ряду причин (а причину всегда можно найти) не вели целенаправленной работы с данной читательской аудиторией: не имели технической возможности, не видели необходимости дифференцировать читателей с особыми потребностями, не считали такую деятельность возможной в силу недостатка специального образования и пр. Именно благодаря Году равных возможностей в центре внимания и таких библиотек оказались дети с ограниченными возможностями здоровья. И их родители, которые также  испытывают особые потребности: и в специальной литературе, и в психологической помощи, и, наконец, просто в душевном отношении со стороны работников детских библиотек. И, наконец, Год равных возможностей подарил множество различных мероприятий, направленных на воспитание толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

 

Все мероприятия перечислить невозможно, да и смысла в таком перечислении мало. Упомянем те из них, которые несли наибольшую смысловую и конструктивную нагрузку. К таким мероприятиям, несомненно, можно отнести семинар «Книга. Чтение. Читатель. Равные возможности: социокультурная реабилитация детей с проблемами в развитии». Семинар организован научно-методическим центром Восточного окружного управления образования при непосредственном участии методиста Марии Сергеевны Андреевой. На этот семинар были приглашены сотрудники детских и школьных библиотек, а также библиотекари специализированных образовательных учреждений округа: детских домов, школ-интернатов, специальных школ, школ надомного обучения. Начиная работу семинара, Мария Сергеевна Андреева говорила о том, что библиотека должна быть тёплым и уютным домом и сама по себе и, особенно, в специализированном образовательном учреждении. И, что одна из целей нашей сегодняшней встречи – поговорить о том, что у нас получается, а что – не очень, с какими трудностями в настоящее время сталкиваются работники школьных библиотек.

 

Надо отметить, что в план работы Окружного методического центра ВАО на 2009 год - Год равных возможностей вошло несколько мероприятий, посвящённых работе библиотекарей образовательных учреждений для детей с особенностями в развитии. «Под знаком равенства»: семинар для работников библиотек округа; «Хочу поделиться опытом»: из опыта работы образовательных учреждений округа; «Книга. Библиотека. Чтение: семья и ребенок инвалид»: круглый стол для библиотекарей округа; «Библиотека и читатель с ограниченными возможностями жизнедеятельности: взаимодействие и сотрудничество»: конференция работников библиотек; «Познаём мир вместе: библиотерапевтический эффект в работе библиотек»: цикл встреч с авторами книг, пишущих о проблемных детях.

 

Что касается мероприятий, адресованных непосредственно детям, то для них проведены акции «Читаем вслух!» и «Любимую книгу в подарок другу!». Также прошли Окружная игра-конкурс для учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности «Книга. Творчество. Игра» и фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности «К добру и пониманию открываем путь».

 

Вернёмся к упомянутому семинару «Книга. Чтение. Читатель. Равные возможности: социокультурная реабилитация детей с проблемами в развитии». Если придумывать девиз прошедшего мероприятия, то самым верным будет: «Мы вместе». Поскольку участниками семинара стали и работники библиотек учебных заведений округа общеобразовательных и специализированных (их в округе 16), и работники массовых детских библиотек. И дело совсем не в том, что в зале сидели все вместе. А в том, что много было сказано именно об опыте совместной работы. А такого опыта достаточно. Об этом говорила директор ЦБС «Измайлово» ВАО Зоя Николаевна Рудзская. О том, что массовые детские библиотеки всегда готовы помочь, и всегда рады видеть у себя воспитанников и учащихся специализированных учреждений. Что многие библиотеки, школы-интернаты и детские дома уже давно дружат «домами» и посещение массовых библиотек, например, воспитанниками детских домов, и для тех, и для других – всегда праздник. О том, что проблем много и некоторые из них можно решить только сообща и такие встречи, как эта, во многом их решению способствуют. Остановилась Зоя Николаевна и на других проблемах, связанных с деятельностью библиотек. Было сказано о необходимости индивидуального подхода к каждому особому ребёнку, об использовании метода библиотерапии и наличии в штате библиотеки специалиста-библиотерапевта (причём, было отмечено, что это не обязательно должен быть библиотекарь). Особо было отмечено, что работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, равно как и с детьми-сиротами, даже если это просто касается рекомендации им книг – это очень большая ответственность. И поэтому среди сотрудников библиотек хотелось бы видеть не только психологов, но и социологов. И, конечно же, прозвучало приглашение приходить почаще в библиотеки ЦБС «Измайлово» (а их 54), использовать возможности МБА и те методические, информационные и библиографические материалы, которые готовит ЦБС в помощь работе с читателями.

 

Особую атмосферу семинара можно объяснить местом его проведения. На этот раз библиотекари собрались в актовом зале санаторного детского дома № 48. В начале семинара их ждал сюрприз: выступление детских коллективов. Открывая семинар, директор детского дома Виктор Яковлевич Пушнин поприветствовал его участников, немного рассказал о своем доме и отметил большую значимость книги и чтения в жизни воспитанников детского дома: «И в настоящее время книга остается основным источником знаний,… поэтому полноценная библиотека - это очень важно». Лучшим подтверждением его словам является библиотека детского дома, которой уже более 20-ти лет руководит Надежда Петровна Молодцова. Её библиотека является дипломантом конкурса «БиблиОбраз» (2003 г.). Задачи своей деятельности Надежда Петровна рассматривает в контексте общих воспитательных и образовательных задач детского дома: содействовать образовательному процессу, готовить детей к самостоятельной жизни. И делает для этого все возможное. Формирует фонд библиотеки - он уже достиг 8 тысяч экземпляров. Особая гордость библиотекаря - в фонде нет ветхой литературы. Также предметом гордости является и фонд периодических изданий: выписывается 71 наименование газет и журналов для детей. Удалось задать несколько вопросов одному из воспитанников детского дома Святославу Осипову, который знакомил гостей  с читальным залом библиотеки и параллельно выполнял множество других попутных заданий и поэтому, естественно, был очень занят. «Соответствует ли фонд библиотеки вашим запросам? Полностью ли обеспечивается ею Ваш учебный процесс? Хватает ли книг «для души»?». И - ответ Святослава (уже набегу): «Да, конечно, всё, что надо, у нас в библиотеке есть».

 

Далеко не каждое специализированное учреждение может похвастаться такой прекрасной библиотекой. Об этом говорили многие участники встречи. И об общих бедах тоже говорили. Одна из них – нехватка (а зачастую и полное отсутствие) периодических изданий для детей. Об этом с болью говорила Лариса Григорьевна Белозёрова, заведующая библиотекой специальной школы 8-го вида № 442. И ещё о том, что в школе 165 детей (имбецилы и олигофрены). Почти все дети  - логопаты и почти у всех слабейшая моторика (одна из причин – сильные лекарства, которые они принимают). И все они очень разные. «И я должна знать каждого!», и каждому уметь помочь. «Поэтому приходится быть ещё и дефектологом». Бегло читать воспитанники Ларисы Григорьевны начинают только к концу второго класса. «Приучение к книге и чтению приходится начинать с детских журналов, или с самых красивых, с хорошими иллюстрациями книг, - продолжает Лариса Григорьевна. По её словам, у детей к книгам отношение очень разное. Особенно это касается толстых, объёмных книг. Одних детей такие книги отпугивают, а других, наоборот – привлекают. И это непременно надо учитывать: «Дал читателю не ту книгу и он больше уже к тебе не придёт… А что касается журналов, то уже второй год мы можем выписывать их в достаточном количестве. И книг тоже хватает – даже если выдавать их на дом. Все учащиеся школы – «домашние» дети и имеют возможность брать книги  домой». У школы сложились добрые отношения с ДБ № 66 (заведующая Ольга Николаевна Новикова). Особенно нравится ребятам мероприятие по истории книги, оно разработано для учащихся 8 классов.

 

Вниманию участников семинара был предложен опыт работы библиотеки школы № 1246. Библиотекарь Татьяна Вячеславовна Исакова рассказала о своём почине. Их школа – средняя общеобразовательная (адрес сайта в Интернете: http://www.1259.ru/) с углублённым изучением английского языка и учатся в ней дети из благополучных, достаточно обеспеченных семей. Учащимся школы было предложено обратить своё внимание на детей, которые многого лишены, – на воспитанников интерната № 29 восьмого типа. Инициативу поддержала директор школы Ольга Семёновна Круглова, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук, трижды лауреат «Гранта Москвы». Естественно, волновала нравственная сторона вопроса: как отреагируют на такое предложение сами ребята и их родители? Ведь реакция может быть самая разная. Был риск услышать: «Не надо моему ребёнку лишних негативных эмоций. Да и сами ребята могли отреагировать по-разному. К великой радости ничего подобного не произошло. Негативной реакции это начинание не вызвало ни у детей, ни у их родителей. Ребята с большим волнением готовились к встрече с воспитанниками интерната, готовили рукотворные подарки – открытки в технике квилинг (узоры из бумажных ленточек), собирали книги для библиотеки интерната. Первая встреча длилась дольше запланированного времени – целых три часа. Конечно же, прозвучало в выступлении Татьяны Вячеславовны и слово «толерантность», но уже подкрепленное конкретным делом. А самое главное, сказала Татьяна Вячеславовна – это то, что мы даем нашим детям возможность открыть свои сердца.

 

Ценность общения библиотекарей – сотрудников массовых детских библиотек с их коллегами из библиотек специализированных образовательных и воспитательных учреждении переоценить невозможно. Ведь последние, по сути, являются ещё и педагогами, и психологами, и дефектологами. Они видят своих подопечных каждый день. Хорошо представляют все их физиологические и психологические особенности. Досконально знакомы с их потребностями и с особенностями их восприятия. И прекрасно, что есть возможность и желание проводить совместные мероприятия, на которых этот бесценный опыт может быть транслирован на специалистов, работающих с особыми детьми в условиях массовых детских библиотек. К сожалению, библиотеки далеко не всех ЦБС и научно-методических центров образования  работают в таком тесном контакте, эффект от которого очевиден.

 

Ещё одно мероприятие, о котором хочется рассказать. В методическом отделе ЦГДБ им. А.П. Гайдара в рамках повышения квалификации сотрудников детских библиотек по экологическому просвещению и воспитанию читателей прошел городской семинар, ставший традиционным: «Детская библиотека: экологические будни». Посвящён семинар обмену опытом работы детских библиотек Москвы по экологическому воспитанию и просвещению читателей-детей (проходит ежегодно накануне международного Дня экологических знаний, который отмечается 15 апреля).

 

В 2009 году программа семинара была выстроена с учётом экологических и социальных инициатив и включила несколько страниц. Одна из страниц была посвящена деятельности детских библиотек по экологическому воспитанию и просвещению детей с ограниченными возможностями здоровья. Участникам семинара: библиотекарям, методистам, психологам – сотрудникам детских библиотек был предложен опыт работы специалистов, которые много внимания уделяют экологическим и природоохранным проблемам и давно работают с такой  сложной читательской категорией как дети с ограниченными возможностями здоровья.

 

Научить детей с ограниченными возможностями здоровья видеть красоту окружающего мира, замечать смену времён года; положительно реагировать на представителей флоры и фауны, дать им хотя бы самые примитивные понятия о том, что все это богатство надо беречь и охранять – это значит во многом обогатить внутренний мир детей, предоставить им возможность «выйти» за предела среды обитания, ограниченной квартирой, больницей, школой. И роль детской библиотеки здесь переоценить невозможно.

 

Евгения Викторовна Шлембург, заведующая отделом ДБ № 64 ЦБС «Измайлово» уже 16 лет  работает с группой коррекции, в состав которой входят учащиеся общеобразовательной школы № 437, отстающие в развитии, имеющие дефекты речи, слабую память, для которых трудна обычная школьная программа. Специально для этой группы Евгенией Викторовной разработана программа общеразвивающего кружка «Всё обо всём». Программа рассчитана на 4 года. Затем состав группы обновляется. Одна из задач, которую ставит перед собой Евгения Викторовна - пробуждение у детей с особенностями в развитии интереса к окружающей среде. При выборе форм проведения занятий, учитываются психологические и возрастные особенности детей. И то, что занятия должны носить не просто развивающий характер (хотя и это – уже не мало), а способствовать развитию речи, мелкой моторики, пополнению словарного запаса, умению работать в коллективе.

 

Своё выступление на семинаре Евгения Викторовна Шлембург назвала «Экология – предмет. Интересно или нет?». Участникам семинара было интересно. И полезно. Аудитория внимательно рассматривала рисунки и плакат, сделанные детьми, активно задавала вопросы. Особый интерес выступление Е.В. Шлембург вызвало у гостей семинара – специалистов отдела экологической информации ГПНТБ России, которые пришли, чтобы рассказать сотрудникам детских библиотек о том, что предлагает отдел экологической информации ГПНТБ России детским и юношеским библиотекам. Теперь с рисунками на экологическую тему, выполненными воспитанниками Евгении Викторовны Шлембург могут ознакомиться все желающие на сайте  http://ecology.gpntb.ru/. Более подробно об опыте работы ДБ № 64 ЦБС № 2 «Измайлово» можно узнать из материала настоящего сборника: Шлембург Е.В. «Особый мир особых детей».

 

Для детей с отклонениями в развитии общение с живой природой, с растительным миром, а особенно - с миром животных является не просто полезным, а зачастую и целительным. В семье, где растят ребёнка с отклонениями здоровья, не всегда бывает возможность содержать какое-либо животное – все силы и время, как правило, уходят на борьбу с недугом. Не всегда и не у всех есть возможность доехать с не вполне здоровым ребёнком до парка или Зоопарка. Поэтому, как говорится, «Если гора не идет к Магомету…». В ЦДБ № 85 интеллект-центре по работе с социально незащищёнными детьми: детьми-инвалидами, детьми-сиротами, нуждающимися в коррекции поведения ЦБС «Лефортово» уверены: нужно и можно найти возможность предоставить детям, особенно младшего и среднего возраста, возможность пообщаться в библиотеке с животными.

 

Совсем не обязательно, чтобы детям были представлены животные экзотические. Они одинаково радуются всем. И питомцам библиотечного зооуголка - в библиотеке зоотерапией читателей «занимаются»: кот Кузя, кошка Мальвина (обижать нельзя, угощать можно), крольчонок Черничка (очень коммуникабельный характер), крыска Лариска. Рады ребята собакам и кошкам, которые принимают участие в мероприятиях. Конечно, в гостях у ребят бывает и Зоопарк. И много разных гостей: член клуба любителей пресмыкающихся П. Кочегаров, орнитолог Союза птиц России Е.В. Зубакина, профессор энтомолог В.В. Синяев (с уникальной коллекцией экзотических бабочек из дальних стран), В.А. Кириллов – специалист по экологическому воспитанию природоохранной зоны Москворецкого парка. Об этом и о многом другом рассказала участникам семинара Валентина Васильевна Сорокина, заведующая ЦДБ № 85. В библиотеке такие мероприятия разработаны для всех возрастных групп особых читателей. Об опыте работы ЦДБ № 85 можно прочесть в материале: Сорокина В.В. «Мы в ответе за тех, кого приручили»: роль зоотерапии в экологическом воспитании детей с  особенностями в развитии.

 

С некоторых пор в программы семинаров, которые проводятся в методическом отделе ЦГДБ им. А.П. Гайдара, стали включаться мастер-классы. Иногда для их проведения приглашаются специалисты. Иногда методисты проводят их самостоятельно. Особенно актуальны мастер-классы на семинарах, посвящённых экологическому просвещению и воспитанию читателей, а также в работе библиотек с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И это понятно: с помощью мастер-классов мы сами можем научить ребят мастерить из подручных материалов, рисовать, делать гербарии. А у детей с особенностями это ещё и помогает развитию мелкой моторики. На семинаре «Детская библиотека: экологические будни» вниманию участников был представлен мастер-класс «Лебединое озеро». Специалистов по оригами звать не стали. Выбрали самую простую модель лебедя и освоили её самостоятельно. А «Лебединое озеро» потому, что к началу семинара середину огромного круглого стола (за которым размещается значительная, как правило, самая активная часть аудитории) «затопило» большое «озеро», задрапированное голубой шёлковой тканью. По берегам «выросли» заросли кустарников, вырезанные из бумаги. Поверхность «озера» украсили разноцветные пёрышки. А лебедей сделали своими руками участники мастер-класса. Лебеди получились тоже разноцветные – так веселее.

 

Особого внимания заслуживает цикл мероприятий, организованных совместно ЦГДБ им. А.П. Гайдара и издательством «Нарния». В форматах прошедших в минувшем 2008 году книжных выставок-ярмарок прошло несколько Круглых столов, посвящённых книгам про особых детей. На Московской международной книжной выставке-ярмарке-2008 прошёл Круглый стол «Книги про "особых детей": социальный заказ или нравственная необходимость?». На круглом столе состоялся разговор о художественной и документальной литературе о детях с особыми потребностями, с инвалидностью и тяжело больных детях, - словом обо всех тех, кому долгое время не находилось места на страницах детских и подростковых книг. Международный опыт показывает, что подобная литература активно участвует в современном читательском процессе. А как обстоит дело в России? Какова нравственная, социальная и культурная задача такого рода книг? Какими эти книги должны быть, чтобы эту задачу выполнить? Как можно говорить о даре "особости" с теми, кого учили «быть как все люди»? Что значат подобные книги для «особых» детей и для тех, кто их окружает?

 

В ноябре 2008 г. в рамках ежегодной Международной книжной выставки Non-Fiction прошёл круглый стол на тему «Книги про «особых детей»: авторские поиски и читательские ожидания». Он задуман как продолжение начатого на ММКВЯ разговора о том, какими должны быть детские и подростковые книги об "особых" людях, чтобы не только исполнить исключительно важную социальную и нравственную роль, но стать равноправным участником современного литературного процесса.

 

Инициаторы круглого стола отметили: «С одной стороны, можно бы радоваться тому, что "особый" герой всё чаще появляется в детской книге, но "появление"  его порой неубедительно, а связанная с ним проблематика трактуется настолько поверхностно или предвзято, что подобные книги зачастую вызывают отклик, полностью противоположный ожидаемому. Какие требования предъявляет этот крайне трудный предмет к писателю?  Какие трудности побуждает преодолевать? Можно ли выдумать жизнь особого героя  или же биографическое начало, опыт личного соприкосновения с "особыми" людьми  - неотъемлемое условие художественной достоверности подобных текстов? Нужны ли книги об "особых" людях  читателям  младшего возраста? Что думают родители, воспитатели и все, кто читает с малышами, например, о книжке М. Вэнблада "Птенчик Короткие крылышки"? Какими должны быть подобные книги для маленьких? И, наконец, чего от книг об "особых детях" ждут взрослые и юные читатели?

 

Оба мероприятия проведены по инициативе издательства "Нарния". Их участниками стали  библиотекари и библиографы, писатели, переводчики, литературные критики, педагоги и библиотерапевты, родители. Участникам и гостям были предложены материалы, содержащие информацию о книгах по теме круглых столов:

 

- Рекомендательный указатель литературы «Мир особого детства и юности» (Составитель А.В. Годинер);

 

- Рекомендательный указатель литературы «Книги, помогающие жить (составитель Н.Е. Колоскова).

 

Продолжением встреч, прошедших в формате книжных выставок, стал Круглый стол «Особый круг чтения», который состоялся в методическом отделе ЦГДБ им. А.П. Гайдара при активном участии Издательства «Нарния». Главная задача встречи, которая на этот раз прошла в среде библиотекарей, – озвучить и собрать опыт, который уже есть: как в работе с книгами с особыми детьми, так и в работе с книгами про особых детей с обычными читателями.

 

Принять участие в работе Круглого стола были приглашены специалисты, для которых тема разговора является более чем актуальной: сотрудники детских библиотек, имеющие опыт работы по заявленной теме, их коллеги из специализированных библиотек, авторы книг об особых детях, родители детей с особенностями в развитии. На это раз участникам Круглого стола для обсуждения были предложены следующие вопросы:

 

- Социальная и культурная задача книг об особых детях.

 

- Как вводить книги об особых детях в библиотечный и семейный читательский обиход.

 

Елена Васильевна Захарова, заместитель директора по научной работе Российской государственной библиотеки для слепых в своём выступлении остановилась на социальной роли книги для особого ребёнка: «У нас у всех одна задача и одни цели. Мы делаем одно дело и лучше делать его сообща. Ребёнок независимо от того, какие у него физические или интеллектуальные возможности, это прежде всего ребёнок, которому нужно играть, читать интересные книги. Книги, которые помогут ему узнать мир окружающий мир, познакомить с предметами, явлениями. И, если у детей здоровых есть для этого много возможностей (в том числе зрительные, обонятельные, осязательные), то для детей, которые имеют какие-либо ограничения, это всегда проблематично». Полную расшифровку стенограммы выступления Е.В. Захаровой вы найдете в материале: Колоскова Н.Е. «Читателям особой заботы: опыт наших российских коллег». Эти слова стали программными для участников Круглого стола.

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!