Детские литературные конкурсы

Яндекс.Метрика

Лечит слово

С.А. Смирнова, Т.В. Филиппова


ЛЕЧИТ СЛОВО

из опыта работы Центральной детской библиотеки информационного интеллект-центра № 94 «Солнечный круг»

ГУК «ЦБС № 2» ЮАО г. Москвы по реализации Программы «Лечит слово»

 


В Центральной детской библиотеке информационном интеллект-центре № 94 «Солнечный круг» ГУК «ЦБС № 2» ЮАО разработана и реализуется Программа «Лечит слово». Девиз Программы: «Развлекая – увлекать, обучать и воспитывать». Цели Программы:

- содействие развитию детей ограниченных физических возможностей (развитие и коррекция в процессе чтения);

- создание условий для эмоционального общения и творческой самореализации детей: научить их верить в свои силы и способности, поддерживать желание ребят творить, учить их сочинять сказки, воспитывать литературный вкус и потребность в постоянном общении с книгой.

 

Основные направления деятельности: литературное, изобразительное, прикладное, артистическое творчество. Особое место в Программе занимает сказкотерапия. Определены следующие принципы библиотерапевтической деятельности:

- дифференцированный подход к читателям на основе их изучения. Сила психотерапевтического воздействия книги возрастает, если она адресуется не читателю вообще, а конкретному человеку (в нашем случае – ребёнку), максимально соответствует специфике его кризисной или дискомфортной ситуации, согласуется с его потребностями, интересами, запросами;

- систематичность. Создание чёткой системы целенаправленной библиотерапевтической деятельности обеспечивает успех воздействия книги на читателя;

- плюрализм. Библиотерапевт признаёт естественным право читателя на свободу выбора из предоставленных ему книг тех, которые согласно его личным представлениям, позволяют преодолеть кризисные ситуации;

- наглядность. Помогает воспринимать максимальное количество информации, и она же является наиболее запоминающейся.

 

В работе библиотеки применяются два вида библиотерапии: целенаправленная - способствующая воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя и нецеленаправленная – служащая для того, чтобы отвлечь читателя от навязчивых мыслей о проблеме.

 

Есть множество различных произведений, прочитав которые, читатель может обрести либо душевную свободу, либо, наоборот, предаться унынию, тоске. Некоторые книги могут вывести человека из подавленного состояния, помочь увидеть нечто красивое, новое, наполнить душу жизненными силами:

 

А. Сент-Экзюпери «Планета людей», «Маленький принц»

В. Каверин «Два капитана»

К. Паустовский «Повести и рассказы»

Ж.. Верн «Дети капитана Гранта», «20 тысяч лье под водой»

Л. Пантелеев «Новенькая», «Маринка», «Две лягушки», «Индиан Чубатый»

Ю. Еомолаев «Дом отважных трусишек»

В. Крапивин «Дети синего фламинго»

Ю. Томин «Шел по городу волшебник», «Карусели над городом»

Д. Пеннак «Собака Пёс».


С помощью книг можно привить детям, например, гигиенические навыки: К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр»; А. Барто «Девочка чумазая».

В некоторых случаях, бывает достаточно вовремя прочесть ребёнку умело подобранную книгу, чтобы помешать укорениться вредной привычке: А.П. Чехов «Дома» (вред курения).

 

Книга, написанная с юмором, воздействуя смехом и добротой, помогает справиться с многими проблемами. Особенно необходимы смех и радость больным детям. Весёлые приключения героев развивают чувство юмора, а вместе с тем и интеллект ребёнка. В список книг «Читай и радуйся» мы включили следующие книги:

 

А. Алексин «Весёлые повести»

В. Драгунский «Денискины рассказы»

В. Голявкин «Мой добрый папа»

М. Зощенко «Весёлые рассказы»

Дж. Крюс «Тим Талер, или проданный смех»

Б. Заходер «Любимые стихи»

С. Маршак «Стихи и сказки»

Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова»

Д. Хармс «Стихи»

С. Михалков «Стихи и басни»

Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился», «Весёлый трамвай»

Ю. Сотник «Вовка Грушин и другие»

Н. Носов «Рассказы», «Витя Малеев в школе и дома»

Л. Давыдычев «Друзья мои, приятели».

 

Отдельное место в работе с особыми читателями занимает сказкотерапия. Каждую неделю в библиотеке проходит чтение сказок с их последующим обсуждением, сочинение сказок детьми, инсценировки, мастер-классы, конкурсы творческих работ, театрализованные представления, просмотры сказочных мультфильмов. Задача библиотекаря: зарядить детей положительными эмоциями, вызвать желание принять участие в занятиях и играх.

 

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!