Яндекс.Метрика

Детская библиотека № 41 - филиал Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова

 

 

 

Детская библиотека № 41 – филиал Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова

 

Защита на проекте


«ЗЕЛЁНАЯ БИБЛИОТЕКА»

 


Следует сразу отметить, что деятельность нашей библиотеки - детской библиотеки № 41 – филиала Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова характеризуется двумя особенностями. Первая связана со специализацией работы центральной библиотеки и, соответственно, нас как филиала – по искусству. Эта миссия накладывает отпечаток на все направления работы, в том числе и на деятельность эколого-природоохранного направления. Нашей библиотеке свойственно вести экологическое воспитание  и просвещение читателя через искусство, используя живопись, музыку, поэзию, скульптуру и пр. Кроме того, имя художника-мариниста А.П. Боголюбова, которое носит библиотека, неразрывно связывает нас с морской, и ещё шире – водной тематикой.

Мы для себя выделили три ключевых направления деятельности:

 

  • биоэкология (взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания);
  • социальная экология (в том числе и экология человека);
  • прикладная экология (куда мы относим и охрану природы).

 

Кроме того, нас привлекает и даёт широкие возможности разнообразить работу по эколого–природоохранной тематике направление, связанное с народными традициями. А именно: фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек - природа». Интерес читателей-детей к народным играм, сказкам, загадкам делает особенно перспективным использование элементов различных культур в целях экологического воспитания.

 

Экологизация деятельности библиотеки в целом начинается с планирования. Структура общего плана работы Центральной библиотеки и плана работы детского филиала всегда включает специальный раздел, отражающий деятельность эколого-природоохранной направленности. Многие из планируемых мероприятий носят циклический характер. Например, занятия в Студии по темам: «Времена года», «Растения», «Животные», «Космос» и пр.; циклы литературно-музыкальных мероприятий «Времена года»; цикл лекций по экологии и экологических уроков (составленный соответственно календарно-тематическому плану) и т.д. Таким образом, в детской библиотеке ведётся плановая деятельность по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей. Также конкретная деятельность осуществляется в рамках специализированных программ и проектов. Например, комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках участия в окружной целевой программе противодействия незаконному обороту наркотических средств и профилактики наркомании, алкоголизма, токсикомании и табакокурения в Центральном административном округе города Москвы. Цикл мероприятий в рамках окружной программы «Культура и образование:  будущее в настоящем». Общебиблиотечная программа, нацеленная на пропаганду здорового образа жизни, спортивно-оздоровительной работы. Комплекс мероприятий, приуроченных к календарным государственным и профессиональным праздникам, знаменательным датам и годовому циклу традиционных народных праздников. А также приоритетная программа детской библиотеки «Земля - наш дом», которая предусматривает реализацию ряда проектов, связанных с экологической направленностью.

 

Системный подход к деятельности по формированию экологического мировоззрения читателей включает охват всех возрастных категорий читателей-детей: младшего, среднего, подросткового возраста, юношества (дополнительно- юношеский зал в Центральной библиотеке). А также работа со старшим поколением (ветераны и пенсионеры). Отметим, что вся работа ведётся на основании Договоров о сотрудничестве, ежегодно заключаемых с детскими садами, школами, Советами ветеранов и общественными организациями. На сегодняшний день это: 7 детских садов ЦАО (№№ 74, 516, 584, 1387, 1447, 2718, 1921), 13 школ (№№ 175, 188, 204, 228, 1275, 1277, 1388, 1447, 1479, 1501, 1540, 1574, школа «Интеллект-2»), четыре Совета ветеранов (№№ 9, 10, 11 и Совет ветеранов Тверского района ЦАО), территориальная община «Тихвинская», другие общественные организации, о которых речь пойдёт ниже. Среди детской аудитории есть группы коррекционные, соответственно, ведётся работа и с детьми, и со взрослыми людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

 

Руководители детского чтения (школьные библиотекари, педагоги и родители) находятся в постоянном взаимодействии с нашими сотрудниками: консультирование, совместная подготовка и проведение мероприятий, помощь в подборе материалов для праздников и занятий, музыкальное, методическое и практическое сопровождение осуществляется библиотекарями на регулярной основе.

Соответствующие разделы фонда библиотеки регулярно пополняются книгами экологической и природоохранной тематики. Ведётся и докомплектование фондов библиотеки на основе изучения разделов фонда, включающих книги по экологии и охране животных, а также анализа запросов читателей. Целевое комплектование осуществляется редко (в силу объективных причин).

 

В библиотеке широко представлены справочные материалы экологического и природоохранного характера: энциклопедии, словари, справочники. Например, серия «Что есть что», «Неизвестное об известном», «Зелёная серия» и пр. Справочные материалы экологической и природоохранной направленности включены в состав фонда справочных и библиографических изданий. К этим материалам читателям обеспечен открытый доступ и в зале абонемента, и в читальном зале.

 

В фонде библиотеки имеются в наличии библиографические материалы экологического и природоохранного характера. Периодически библиотекари участвуют в создании библиографических пособий малых форм: списков литературы, памяток, закладок, способствующих раскрытию фондов книг и периодических изданий экологической и природоохранной направленности. А также занимаются распространением аналогичных материалов, изготовленных промышленным способом.

 

В фонде библиотеки достаточно широко представлены периодические издания экологической и природоохранной тематики как для читателей-детей (например, «Муравейник», «Геолёнок», «Друг кошек», «Друг собак», «Юный натуралист» и т.п.), так  и для руководителей детского чтения («Вокруг света», «В мире животных», «Сад своими руками» и пр.).

 

Всё чаще в работе по формированию экологического мировоззрения читателей используются электронные форматы периодических изданий. Например, серия «Звуки, голоса и шумы окружающего мира», «Библиотека в школе», «Искусство», «Игровая библиотека»  и др.

 

Материалы экологической и природоохранной тематики отражены в систематических каталогах библиотеки (электронном и карточном). Поиск необходимой читателям литературы осуществляет библиотекарь за рабочим компьютером в системе МАРК, позволяющей находить нужную литературу по автору, по названию, по ключевым словам и пр., или сам читатель. При необходимости, библиотекарь оказывает помощь. На абонементе для детей создан «Весёлый карточный каталог» с картинками, который вызывает интерес у читателей разного возраста.

 

Второе приоритетное направление, которому мы уделяем особое внимание – это разноплановая содержательная деятельность по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей. Во-первых, раскрытие разделов фонда библиотеки экологической и природоохранной тематики, которое осуществляется через открытый доступ ко всем без исключения разделам фонда в отделах обслуживания, в соответствии с возрастной группой читателей. Книжно-иллюстративные и другие выставки экологической и природоохранной направленности. В том числе, выставки новых поступлений. Хочется отметить, что расположение нашей библиотеки на одной из центральных улиц Москвы и оснащённость значительными по площади стеклянными витринами позволяет максимально расширить и разнообразить дополнительное выставочное пространство. Использование подвесных конструкций, кроме традиционных стеллажей и полок, также способствует увеличению и наполнению информацией экологической направленности библиотечного пространства. Доказательством этому служит тот факт, что выдача книг с выставок ведётся особенно активно.

 

Выставки-просмотры книг, тематические выставки раскрывают разделы фондов библиотеки, содержащие книги экологической и природоохранной тематики, готовятся регулярно и бывают приурочены либо к знаменательным датам экологического календаря, либо к плановым мероприятиям. Зачастую, эти выставки - выездные, т.е. библиотекарь, выходя в школы, сады, КЦСО несёт книги с собой и там посетители имеют возможность с ними познакомиться. Кроме того, на выставке зачастую представле­ны художественные произведения соответствующей тематики, ра­боты детей и библиотекарей, разнооб­разные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только руководитель студии, но и сами читатели. Тематика их бывает самой разнообразной: «Лес — друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы»; «Жизнь животных в лесу»; «Таинственный мир насекомых» и т. д.

 

Дни информации о материалах эколого-природоохранной тематики проходят как в детской библиотеке, так и на территории библиотеки Центральной, для групп школьников и дошкольников, а также читателей других возрастных категорий. Аналогично проводятся Дни библиографии литературы эколого-природоохранной направленности. Справочно-библиографический отдел Центральной библиотеки специально для читателей детской библиотеки подготовил библиографический список литературы по экологии «Мир окружающий прекрасен!».

 

Спектр проводимых детской библиотекой мероприятий экологической и природоохранной направленности достаточно широк и включает в себя, как индивидуальные, так и групповые мероприятия. Это творческие и развивающие занятия: чтение книг и журналов, обучение пользованию каталогом, раскрашивание и рисование, занятия музыкой, оригами, занятия групп дошкольников и младших школьников в студиях при библиотеке. Массовые мероприятия охватывают аудиторию от одного класса или группы дошкольного учреждения до 3-4 классов и проводятся как в стенах образовательных учреждений, так и в залах нашей библиотеки (Каминный зал, к примеру, вмещает около 80 человек). Как отмечалось выше, мероприятия экологической и природоохранной направленности проводятся для каждой возрастной группы. Отличие состоит лишь в содержании и наполнении программ. Например, для старшего поколения это, обычно, темы, связанные со здоровьем: «Азы здорового питания», «Красиво, вкусно и полезно!» (мастер-класс по карвингу), физической культурой, лечебным питанием и пр. В ходе работы привлекается определённая литература, аудио и видео материалы, а также различные партнёры. Для дошкольников и школьников это, большей частью, образовательные и просветительские программы по чтению, связанные с творчеством: лепка, рисование, оригами и пр., а также викторины «Знатоки природы».

Ежемесячно для школьников младшего и среднего возраста проводятся экологические занятия цикла «Экология – предмет: интересно или нет?» (проводятся в ГБОУ СОШ ЦАО в рамках годового плана совместных мероприятий). Каждую субботу в библиотеке проходят занятия студий «Знайка» и «Музыкальные минутки». Один раз в месяц в рамках специальной экологической Программы «Земля – наш дом», реализуемой в Года охраны окружающей среды, проходят экологические уроки цикла «Экологический дневник» для дошкольников и младших школьников, посещающих студию. В рамках программы «В помощь самообразованию» проходит цикл занятий, направленных на экологическое воспитание школьников средствами художественной литературы, музыки, живописи.

 

В библиотеке проводятся творческие конкурсы среди школьных коллективов: прошёл фотоконкурс «Мой домашний питомец» (о нём поместили заметку в районной газете Тверского района «Каретный ряд» №1 (287) 2013 г.); «Придумаем имя попугайчику!»; конкурс сочинений «Мой щенок похож немного…»; конкурс рисунков «Береги природу» (Д/С № 74). О конкурсе рисунков и творческих работ «Плыви, мой кораблик!» (ГБОУ СОШ № 1277) хочется рассказать особо. Выбор темы связан с жизнью и творчеством А.П. Боголюбова. По первому образованию он - морской офицер, но, поступив в Академию живописи, стал профессором, художником-маринистом. Специалисты отмечают, что по картинам А.П. Боголюбова можно изучать историю морского флота. А по тому, как художник изображал небо и море, - равных ему нет среди отечественных и зарубежных художников. В наших экскурсиях по дому А.П. Боголюбова мы всегда рассказываем детям об особом, трепетном отношении А.П. Боголюбова к природе, показываем репродукции его морских пейзажей (марин) и видов природы средней полосы России, которая неизменно вдохновляла художника.

 

У библиотеки сложились партнёрские отношения в области деятельности по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей-детей. К деятельности по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей-детей привлечены писатели. Например, ко Дню птиц прошла встреча с автором книги «Птичий алфавит» Леонидом Кругловым, жителем нашего Тверского района.

 

Отдельно хочется отметить работу со школой английского языка «English First». Контакты с этой школой налажены относительно недавно. В план сотрудничества вошло проведение развивающих и игровых занятий для детей от 4 лет с разным уровнем знания английского языка, и экологии.

 

Оформление библиотеки – третье из основных направлений, включающее в себя внедрение элементов экологической и природоохранной направленности в библиотечное пространство. Экологизация оформления помещений библиотеки и прибиблиотечного пространства достигается, в первую очередь, за счёт включения живых растений в интерьеры библиотеки. Широко применяется и украшает библиотеку (залы абонемента) – создание фитомодулей из живых растений. Причём, многие растения подписаны (название, условия обитания). За цветами ведётся систематический уход. К разведению растений приобщаются и читатели (делятся отростками и помогают советами; обмениваются впечатлениями от прочитанных книг и статей на тему растениеводства на специальных встречах – обзорах литературы и в Дни информации).

 

Читатели-дети участвуют в оформлении библиотечного пространства и витрин: изготавливают поделки в технике оригами, рисунки, создают коллективные творческие работы. В оформлении библиотечного пространства используется «экологичная» цветовая гамма: оттенки зеленого, салатового, оливкового цветов и др. для паспарту, надписей, рамок, фона, стендов, написания цитат и пр. Элементы эколого-природоохранного оформления распространяются в весенне-летний период и на прибиблиотечную территорию: украшен ящиками с цветами вход в библиотеку, а также работники библиотеки сажают цветы и ухаживают за ними во дворе дома № 49/2 под окнами библиотеки и на территории Центральной библиотеки. Растения, адаптированные к низкому температурному режиму, в течение всего года дополняют оформление витрин на тему природы и экологии.

 

Наша библиотека нацелена на создание «домашней» атмосферы, способствующей расширению круга общения, раскрепощению детей, их отдыху и релаксации. Известно, как дети любят животных и как маленькие питомцы умеют снять напряжение, усталость, вызвать чувства доброты и ответственности. Организовав у себя в библиотеке «Зелёный уголок» (в котором живут попугайчики, рыбки и джунгарские хомячки), мы не предполагали, какой эффект, какую базу для общения с читателями это создаст. Ребята объединились, ухаживая за животными: обсуждают между собой и с библиотекарями книги и журналы о животных, заинтересовались художественными произведениями на эту тему. Благодаря разведению хомячков, у библиотеки появились новые друзья, которые общаются и обмениваются новостями из «звериной» жизни. Таким образом, создание аналогичных уголков можно отнести к одной из форм библиотечной коммуникации, особенно свойственной библиотекам, работающим с детьми.

 

Повышение профессионального уровня наших библиотекарей в работе по воспитанию экологической культуры читателей, экологического просвещения и образования носит планомерный характер и заключается в систематической самообразовательной деятельности библиотекарей, направленной на формирование собственной экологической культуры. Включение в круг профессионального чтения сотрудников библиотеки литературы экологической и природоохранной тематики: периодических изданий: журналы «Библиотека в школе», «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Школьная библиотека». А также журналы для детей и руководителей детского чтения: «В мире животных», «В мире растений», «Вокруг света»,  «ГЕО», «ГЕОлёнок», «Друг для любителей кошек», «Друг для любителей собак», «Здоровье», «Мой прекрасный сад», «Муравейник», «Наука и жизнь», «Приусадебное хозяйство», «Юный натуралист», «Звуки в окружающем мире для дошкольников», «Весёлые картинки о природе», «Филя», «Галилео. Наука опытным путём». Библиотекари в обязательном порядке посещают книжные выставки и фестивали, предоставляющие возможность ознакомления с литературой в т.ч. эколого-природоохранной тематики (ежегодная Книжная выставка-ярмарка на ВВЦ и др., ежегодный фестиваль «Читающий Арбат» и пр.). Стараемся посещать выставки и музеи эколого–природоохранной направленности: Музей воды, фотовыставка «Золотая черепаха» (январь, 2013 - ЦДХ) и т.п. Входит в систему самообразования и просмотр кинофильмов. В видеофонде нашей библиотеки есть как научно-популярные, так и художественные мультфильмы и фильмы о природе. А также, учитывая специализацию библиотеки, – фильмы об образах природы в живописи: «В дебрях тропической Австралии», «Лис и охотничий пёс», «Исаак Левитан», «Иван Шишкин», «Чудеса священные и загадочные», «Белый медведь – воин Арктики», «Акулы. Национальное географическое общество», «Прогулки с динозаврами» и др.

 

Библиотека принимает участие в профессиональных мероприятиях районного, муниципального, городского масштаба (фестивали, книжные ярмарки и т.д.). Участвовали и заняли призовое место в конкурсе «Лучшее предприятие для работающих мам» (в составе центральной библиотеки). В реализации экологического проекта городского масштаба  («Зелёная библиотека») участвуем впервые.

Коллектив нашей библиотеки старается вести профессионально активный образ жизни: регулярно посещаются семинары в методическом отделе ЦГДБ им. А.П. Гайдара: «Экологически чистый четверг», «Курс позитивной профилактики вредных привычек и обучения навыкам безопасного поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»; семинар «Характеристика современной наркологической ситуации в детской и подростковой среде и задачи профилактики», подготовленный Благотворительным фондом реабилитации больных наркоманией.

 

Социально-экологическая активность сотрудников библиотеки, их стремление к ведению здорового образа жизни проявляется в том, что коллектив некурящий. Также стараемся заниматься спортом, и во все занятия для детей включаем весёлые физкультминутки. Помещение библиотеки регулярно проветривается. На рабочих местах и в ежедневной практической деятельности используются здоровьесберегающие технологии: экологически чистая продукция, в т.ч. природное сырье для поделок (шишки, семена, желуди и пр.). Стараемся всячески экономить ресурсы: используем обратную сторону использованной бумаги, используем энергосберегающие лампочки для освещения помещений библиотеки, а также - масляные обогреватели (не сжигающие кислород). Призываем к рачительному использованию ресурсов и наших читателей (при помощи развешанных повсюду цитат об охране воды, сбережении электроэнергии, правилах мытья рук, чистки зубов и пр.) Размещаем агитационные плакаты о вреде наркотиков и табакокурения, а также раздаём закладки, памятки, листовки, буклеты,  оформляем наглядно-информационные стенды и витрины. Это является важной частью просветительской деятельности, направленной на воспитание экологической и иной культуры населения. При уборке помещения библиотеки стараемся использовать безопасные препараты: сок лимона, соду пищевую, скипидар, уксус, воск и пр.

 

Совсем недавно в библиотеке создана Комната экологических сказок. Ребят и родителей встречает там Фея. Она вынимает из волшебного сундучка предметы и просит отгадать, из какой они сказки. Среди вещей: аленький цветочек, цветик-семицветик, тыква, три орешка и т.п. Стены Комнаты оформлены детьми: они нарисовали диких гусей, пчёл, медвежонка Вини-Пуха и других сказочных персонажей. В прошедшую 19 апреля 2013 г. Библионочь наша Фея путешествовала с ребятами и взрослыми по Библиотеке им. А.П. Боголюбова и загадывала свои волшебные загадки, а также показывала ребятам диафильмы  со сказками о животных.

 

Приглашаем и вас в нашу библиотеку. Будем рады!

 

 

Лисицына И.А., заведующая детской библиотекой №41 – филиалом ГБУК Библиотека искусств им. А.П.Боголюбова;


Андрюшина И.П., главный библиотекарь детской библиотекой №41 – филиалом ГБУК Библиотека искусств им. А.П.Боголюбова.

 

 

 

 

{jcomments on}

 

Valid XHTML 1.0 Transitional CSS ist valide!